Чкалов В.П., лётчик, Герой Советского Союза
Почтовые марки СССР 1937, 1954 гг.
Почтовый конверт "80 лет со дня рождения В.П. Чкалова", СССР, 1984.
Валерий Павлович Чкалов (20 января (2 февраля) 1904 — 15 декабря 1938) — советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза.
Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон).
В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел самолёт и загоревшись мечтой об авиации уехал в Нижний Новгород где встретил односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке. По его совету Валерий в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной Армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов.
В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, после её окончания в 1922 году направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504. По окончании училища, в 1923-24 гг. в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков он прошёл обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, где осваивал боевые самолёты (истребители Martinsyde и Junkers). Затем учился в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.
В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте следующего года переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.
В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР к одному году лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я. И. Алксниса и К. Е. Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное, и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы.
Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.
Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский. Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала борьбы с культом личности Сталина. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям.
В 1937 году на приеме у Серго Орджоникидзе директор Пермского моторного завода Иосиф Побережский сказал, что пермяки готовы взяться за создание сверхмощного скоростного мотора для самолёта Валерия Чкалова – у того была мечта облететь «вокруг шарика». Валерий Чкалов загорелся этой идеей и на следующий же день вместе с награждёнными пермяками поехал в Пермь, чтобы осмотреть завод.
Спонтанный визит Чкалова стал одним из самых ярких событий того времени в Перми. Лётчику показали завод. «Чистота как в лечебнице», — якобы сказал он по поводу сборочного цеха. Кроме того, Валерий Чкалов посетил заводской детский сад и спектакль театра оперы и балета, где в тот день шёл «Евгений Онегин».
Целых три мемориальных доски в Перми напоминают о том визите лётчика:
1. Ул. Сибирская 80 - здание школы №22: "В феврале 1937 г./школу №22/посетил Герой/Советского Союза/Чкалов/Валерий Павлович".
2. Ул. Коминтерна 4 - детский сад № 50: "В феврале 1937 г./детский сад №50/посетил Герой/Советского Союза/Чкалов/Валерий Павлович".
3. Ул. Чкалова 42 - жилой дом: "Улица названа в честь/Героя Советского Союза/В.П. Чкалова - летчика,/впервые в мире совершившего/беспересадочный перелет/Москва - США в 1937 году".
Первый орден Ленина Пермский моторный завод получил в феврале 1937 года. Тогда же была награждена орденами и медалями большая группа заводчан. Всех их вызвали для награждения в Москву, где в наркомате тяжёлой промышленности, который возглавлял Серго Орджоникидзе, был устроен приём по этому случаю. Там-то директор завода Иосиф Побережский и сказал, что пермяки готовы взяться за создание сверхмощного скоростного мотора для самолёта Валерия Чкалова — у того была мечта облететь «вокруг шарика».
Валерий Чкалов загорелся этой идеей и на следующий же день вместе с награждёнными пермяками поехал в Пермь, чтобы осмотреть завод.
директор завода Иосиф Побережский и сказал, что пермяки готовы взяться за создание сверхмощного скоростного мотора для самолёта Валерия Чкалова — у того была мечта облететь «вокруг шарика».
Валерий Чкалов загорелся этой идеей и на следующий же день вместе с награждёнными пермяками поехал в Пермь, чтобы осмотреть завод.